Уильям Шекспир сравнивал человеческую жизнь с театром, где люди играют роль – каждый свою. Автогонщики, будь то профессионалы или любители, тоже время от времени выходят на импровизированные сценические подмостки дабы явить зрителю очередное представление. Как вы понимаете, речь идет об автодромах, на которых и разворачивается главное действо. Таких в нашей стране немало, и мы выбрали «великолепную семерку» лидеров своеобразного рейтинга трасс для соревнований в классе SMP GT4 Russia.
Игора Драйв
«Новый. Современный. Исторический.» Этими словами можно охарактеризовать автодром «Игора Драйв», заложенный в 2017 году и открытый почти 3 года спустя. Благодаря появлению этого гоночного комплекса у Санкт-Петербурга снова появилась возможность принимать не только международные соревнования, но и заезды в рамках российского чемпионата. Такого в Ленинградской области, где и располагается «Игора Драйв», не было с середины 2000-х, когда закрыли «Невское кольцо», построенное в 1958 году и ставшее тогда первой стационарной трассой в Советском союзе. И вот теперь в Приозерском районе, совсем рядом с Северной столицей, благодаря знаменитому архитектору трасс Герману Тильке возник самый современный стадион для проведения состязаний по шоссейно-кольцевым гонкам для автомобилей и мотоциклов. Сейчас длина круга составляет 4,086 км, трасса с девятью левыми и семью правыми поворотами имеет перепад высот в 17 м, а ширина полотна здесь равна 12 метрам. В 2021 году Международная автомобильная федерация планировала переносить этап «Формулы-1» из Сочи на Игору в 2023 году, но, кажется, план может вовсе не осуществиться. Напомним, «королевские гонки» расторгли контракт с российской стороной на проведение этапа чемпионата мира. Так что пока нам вряд ли стоит ждать Ферстаппена, Хэмилтона, Алонсо, Переса и всю остальную компанию ни на «Игора Драйв», ни на «Сочи Автодром».
Сочи Автодром
Кстати, об «олимпийской» трассе. Этой достопримечательностью столица Зимних игр 2014 года обзавелась буквально через полгода после завершения главного старта четырехлетия. Точнее, сама трасса была заложена еще в 2011 году, и по этому случаю в Сочи тогда устроили целый фестиваль, в котором приняли участие 3 команды F1: Red Bull, Renault и Marussia Virgin Racing – первая российская команда в истории «Формулы-1». Разумеется, Тильке и здесь оставил свой след, так как трасса должна была принимать этап самых престижных соревнований в мире автоспорта, а значит, нужны были только лучшие люди. В 2013 году в Сочи приехал сам Берни Экклстоун, чтобы убедиться, что строительство продвигается по плану. В сентябре 2014 года прошли первые тестовые соревнования – этап чемпионата РСКГ (Российской серии кольцевых гонок), так как «Сочи Автодром» получил лицензии и от FIA, и от РАФ – Российской автомобильной федерации. Тогда же состоялось официальное открытие, а через месяц лучшие пилоты мира приехали на первый Гран-при России, который был признан лучшим этапом 2014 года. Эксперты отмечали уникальность трассы, особенно третий поворот – самый затяжной из всех автодромов в календаре «королевских гонок». Всего же поворотов на круге получилось 18: 12 левых и всего 6 правых. Длина от старта до финиша составила 5853 м при ширине дорожного полотна 13-15 м и перепаде высот не более 2 метров, что также делает ее чуть ли не единственной в своем роде.
Moscow Raceway
От двух названных «столиц» России не отстает в плане наличия качественных треков и столица с политической карты – Москва. Автодром «Moscow Raceway» был открыт в 2012 году и находится на расстоянии 77 километров от Белокаменной, в Волоколамском районе Московской области, а значит, к самой Москве имеет весьма опосредованное отношение. Зато к Герману Тильке — самое прямое, ведь конфигурация трассы на подмосковном автодроме — тоже плод его воображения, помноженного на опыт в этом деле. Иногда складывается ощущение, что кроме немца проектировкой гоночных стадионов не занимается никто в мире. Но даже фамилия Тильке в проектной документации, увы, не способствовала тому, чтобы сюда приехал этап «Формулы-1» (хотя лицензию на это FIA им выдала). При этом с момента открытия «Moscow Raceway» опробовать 4,07 км дорожного полотна шириной от 13 до 21 метра и перепадом высот в 22 метра выходили представители таких серий, как DTM, WTCC, SBK (длина трассы для мотогонок, к слову, чуть меньше — всего 3932 м), Еврокубок «Формулы Рено 2.0», SMP Formula 4, Blancpain Sprint и Porsche Sport Challenge. Также 15 поворотов трассы (9 левых, 6 правых) проходили пилоты в рамках Чемпионата России по кольцевым гонкам (РСКГ и RRC — Russian Racing Championship), по гонкам на выносливость (REC — Russian Endurance Challenge) или, скажем, участники Гран-при по гонкам на классических автомобилях (Moscow Classic Grand Prix).
Крепость Грозная
Чтобы не отходить далеко от темы столичных автодромов, перенесемся в главный город Чеченской Республики, где в 2015 году открыт современный комплекс «Крепость Грозная», который помимо трассы для шоссейно-кольцевых гонок включает в себя трек для ралли-кросса и прямую для соревнований в дисциплине «дрэг». В этом сезоне грозненский автодром стал последним, кто принял этап чемпионата Российской серии кольцевых гонок (РСКГ). Также здесь в 2015 году прошли заезды в рамках «Формула-Мастер Россия», но до международного уровня «Крепость Грозная» пока не добралась. Возможно, впоследствии сюда и будут заезжать ведущие пилоты и мотогонщики, а сделать это они смогут любое время года, поскольку благодаря климату в регионе трасса имеет статус всесезонной. Из технических параметров стоит отметить довольно скромную длину круга (3086 метров) и, как следствие, малое число поворотов — всего 10. А вот перепад высот довольно ощутимый — 10 метров, хотя с «Moscow Raceway», если вы помните, не сравнится. Трасса широкая (14-16 метров), но, как было метко подмечено в одном из репортажей об итогах этапа РСКГ прошлых лет, «места должно было хватить не всем сразу».
KazanRing Canyon
Столица ещё одной российской республики — Татарстан — тоже может похвастаться собственным автодромом. В Казани уже больше 10 лет функционирует комплекс «KazanRing Canyon», который был возведён ещё в 2009 году на месте заброшенного песчаного карьера по проекту, разумеется, Германа Тильке, и назывался просто «Каньон». Поначалу трассу использовали для проведения любительских соревнований, заездов в дисциплине «дрифт», а также организации тест-драйвов. Но мир автогонок не стоял на месте, и в Казани хотели быть приобщенными к этому спортивному празднику. Именно поэтому зашла речь о реконструкции «Каньона», которая началась в 2010 году. Примерно через год автодром, переименованный в «KazanRing», был официально открыт, и теперь в Татарии также можно проводить заезды различного уровня. Трасса здесь имеет 28-метровый перепад высот при ширине полотна в 12-15 метров. Поворотов насчитывается 11 (7 левых и 4 правых), а чтобы совершить полный круг пилотам предстоит преодолеть 3476 м, из которых 832 приходятся на самую длинную прямую казанского трека.
Нижегородское кольцо
На «сладкое» мы решили оставить этаких «братьев-близнецов» — автодромы «Нижегородское кольцо» и «Смоленское кольцо». Дело в том, что у них обоих один день открытия на двоих: 3 июля 2010 года. Так что если не брать в расчёт первый этап истории гоночного комплекса в Казани, можно смело сказать, что стадионы в Нижнем и Смоленске являются самыми возрастными в нашем списке. Ещё они оба имеют лицензии на проведение состязаний всех уровней, кроме Гран-при Ф-1. Правда, на этом графу «Сходства» в воображаемой сравнительной таблице можно закрывать. Трассы имеют массу отличий, даже внешне. «Нижегородское кольцо» выглядит более «объемно», тогда как «Смоленское кольцо» вытянули и сделали более компактной в ширину. Собственно, это отражается и на протяжённости круга, пусть и незначительно. Автодром на Волге может предложить соревнующимся пилотам 3222 метра трехслойного асфальтового полотна шириной 12-16 метров с максимальным перепадом высот в 9 метров и 15 поворотами (9 левых, 6 правых). Да и конструкторами трассы выступили отечественные специалисты Михаил Горбачев и Андрей Китов.
Смоленское кольцо
А вот строители трека в Смоленской области (посёлок Верхнеднепровский Дорогобужского района, если совсем точно) пригласили того самого Германа Тильке, и немец максимально использовал возможности ландшафта местности. Это позволяет делать соревнования зрелищными и интересными. Длина круга здесь равна уже 3357 метров, в которые уместились 13 поворотов при соотношении левых к правым как 8 к 5. Перепад высот составляет 10 метров, в самом узком месте от края до края полотно занимает 12 метров, в самом широком — 15.