Стефан Ратель — о прошлом, настоящем и будущем GT

Новости

1 июля Стефан Ратель, глава SRO Motorsport Group – крупнейшей организации, специализирующейся на проведении автогонок в категории Gran Turismo по всему миру, дал пресс-конференцию в рамках ежегодного саммита компании, прошедшего в зале гоночного комплекса «Спа-Франкоршам». Швейцарский автомобильный энтузиаст высказал мысли о текущей ситуации в мире GT и о будущем отдельных категорий. Мы собрали все самое основное в отдельный материал и готовы поделиться им с вами.

Первое, на что было обращено внимание участников съезда и журналистов – объем вкладываемых в автогонки средств. При этом, болидами GT3, выступавшими на «24 часа Спа» в рамках Fanatec GT World Challenge Europe, обсуждение не ограничилось. Затраты на обслуживающий персонал, которого в паддоках было пруд пруди, и усиление конкуренции на трассе также были предметом для разговоров.

Удивительно, но представитель одного из крупнейших автопроизводителей в беседе с журналистами предположил, что примерно через 5 лет класс GT3 вовсе пропадет с гоночных треков. Теория эта подкрепляется как раз-таки экономической обстановкой, создаваемой вокруг автоспорта. Реалии таковы, что текущий уровень инфляции требует больших вложений со стороны владельцев команд, поэтому речь идет, скорее, о сохранении интереса к классу нежели его преумножении. Итак, что же ожидает мир Гран Туризмо в ближайшем будущем?

Работаем как работали. Или нет?

На данном этапе SRO Motorsport Group (и Стефан Ратель в частности) спокойно проектируют календари своих серий на будущий сезон. А вообще в компании пытаются делать ставку на категорию GT2.

Очевидно, это связано с тем, что в Maserati недавно объявили о выпуске модели MC20, да и еще один крупный производитель, чье имя меж тем не называется, должен сказать свое слово в этом направлении в ближайшее время.

«В этой категории есть много автомобилей, но нужно, чтобы они гоняли, — сказал Ратель, комментируя новость о появлении Maserati MC20. – Сейчас решетка по части GT2 довольно скудная, но у меня нет сомнений, что она будет разрастаться стремительно. Автомобиль полностью подходит под все типы соревнований в Европе, Америке, Азии, а также в Межконтинентальной серии GT. Уже в этом году мы можем предоставить любую площадку по всему миру».

«Я думаю, что переход пройдет естественным образом, — добавил глава SRO. – Через некоторое время мы сможем представить этот класс здесь же, в Спа (на 24-часовой гонке), но для этого производители должны строить болиды, а клиенты – покупать их. Наверное, в 2025-м году можно будет говорить о достаточном количестве участников для включения их в серию».

Что до стоимости болидов GT3, ее Стефан назвал «адекватной». Да, цены растут, но задача SRO и других подобных ассоциаций заключается в том, чтобы на выходе иметь класс, который был бы одинаково хорош по таким параметрам, как «затратность», «скорость» и «зрелищность». У него, как отметил Ратель, уже случались непростые времена, когда он был под угрозой исчезновения в силу различных обстоятельств, возникавших в политике, экономике или здравоохранении.

Сейчас же реальность такова, что суперкары GT3 могут выступать где угодно, если учесть, что помимо SRO соревнования организуют и названная выше IMSA, и Западный автомобильный клуб (Automobile Club l’Ouest), отвечающий, в частности, за «24 часа Ле-Мана». Да и немецкая серия DTM уже доказала свою состоятельность, так что выбор велик как никогда.

Если говорить о производителях, то в категории GT3 уже ожидаются и Ferrari 296, и Mustang GT3, да и Corvette Z03 GT3 R на подходе, а спрос на него очень и очень велик. Так что на данном конкретном этапе нельзя заявлять, что GT3 как самостоятельный сегмент гоночных соревнований куда-то движется. Больше того, есть мнение, что в ближайшем будущем он и вовсе придет на смену постепенно пропадающему классу GTE, как минимум с точки зрения расходов.

О проекте сезона 2024 года

Прошедшая в Спа пресс-конференция сделала очень четкий акцент на включение в календарь Intercontinental GT Challenge, состоящий из четырех этапов (по крайней мере, пока) гонки «24 часа Нюрбургринга». Конечно, в SRO, когда запускали серию, не хотели, чтобы половина гонок «межконтинентального» чемпионата проходила в Европе, но это еще раз доказало, насколько тяжело искать автодромы по всему миру для привлечения повышенного интереса со стороны пилотов и болельщиков.

Журналисты задали вопрос, не рассматривают ли в компании в качестве места проведения пятого этапа японскую «Сузуку». Ратель этот вариант назвал «мечтой, к которой хочется стремиться», но после введения в 2020-м году ограничений, вызванных пандемией COVID-19, некоторые страны с неохотой принимают массовые мероприятия.

Отличным вариантом Стефан видит и автодром в южноафриканском Кьялами. А еще нужно проделать большую работу, чтобы привезти серию на «Индианаполис» и увеличить тем самым ее популярность, создав достаточный резонанс среди болельщиков и СМИ. Но пока вопрос о пятом этапе остается открытым.

«Это надо обсуждать с командами, — сказал Ратель. – Нужно понять, сколько вообще у нас планируется участников, болидов. После этого мне надо будет узнать, хватит ли им четырех соревновательных этапов. Если да, остановимся на том, что есть; нет – буду исходить из их предпочтений».

Но вернемся к суточной гонке на «Северной петле». Сама идея привезти Intercontinental GT Challenge в Нюрнберг принадлежала Андреасу Роосу из BMW Motorsport. Они с Рателем в этом году были как раз в Кьялами, и Роос посоветовал руководителю SRO переговорить с хозяевами автодрома – чем черт не шутит, как говорится.

Ратель поначалу сомневался, но когда узнал, что, во-первых, гонку в этом году выиграл производитель из-за пределов Германии (Ferrari, если точнее), а, во-вторых, привычная немецкому зрителю Nürburgring Endurance Series не получила места на трассе в 2024 году, решился – и не прогадал.

Собственно, что это означает. С виду, вроде, все привычно, и все классы GT будут представлены на «Нюрбургринге». Однако есть и один подводный камень, который, как считают в гоночных кругах, может быть воспринят владельцами команд двояко. Дело в том, что, если тот или иной автопроизводитель не является частым гостем на гонках серии N24, команду, сделавшую выбор в его пользу, могут допустить до старта только с разрешения владельцев «Северной петли». Для того, чтобы получить согласие, она должна принять участие в квалификационном заезде, а также минимум в двух стартах серии Nürburgring Endurance. Получается, что с одной стороны это дополнительная практика и самореклама, с другой – волокита.

SRO Motorsport Group

Впрочем, еще большую волну эмоций вызвало даже не столько появление в календаре гонки в Германии, а договоренность между SRO и автодромом «Джидда Корниш», что расположен в Саудовской Аравии. Трасса уже получила международное признание после нескольких Гран-при Ф-1, прошедших там, так что к самому треку претензий нет. А вот по некоторым другим аспектам есть ряд вопросов, и тут автогоночный мир тоже разделился на два лагеря.

Сторонники решения Рателя «и Ко» отметили, что раз до места можно добраться морем, то процесс сборов немного упрощается, потому что теперь все оборудование и автомобили можно поместить в контейнеры и переправить по воде, а не собирать все это в грузовики, как в большинстве случаев и делается при перемещении из страны в страну. Второй плюс владельцы команд увидели в том, что визит на Ближний Восток позволит им принять участие и в других гоночных соревнованиях, проводящихся в этом же регионе или поблизости – например, «24 часа Дубая» или Азиатской серии «Ле-Ман».

При этом, те, кто воспринял эту затею негативно, опасаются того, что могут столкнуться с бюрократическими проволочками, вызванными, в частности, культурными и политическими различиями между европейскими странами и непосредственно Саудовской Аравией. Плюс, немного странным выглядит наличие этого этапа в европейском чемпионате гоночной серии GT4 – уж слишком далеко страна от Старого Света. Специалисты также осторожно намекают на то, что по мере приближения времени этапа в Джидде второй лагерь вполне может усилиться представителями первого, так что нужно быть готовым и к этому развитию событий.

Сам Стефан Ратель уже после пресс-конференции высказал еще одно мнение:

«Надо будет проанализировать потенциальные расходы команд на участие в этапе в Саудовской Аравии. Если будет дорого, это станет проблемой. С другой стороны, в этом случае наша организация должна будет предоставить дополнительные субсидии командам, чему они, конечно же, будут счастливы».

«Больше скажу, — добавил он, — автоспорт в Саудовской Аравии сейчас развивается, и страна развивается вместе с ним. Посмотрим, как много будет заявок на этап на «Джидде», но мы приняли решение поехать на Средний Восток, и мы поедем».

  • Текст: Александр Петряков
  • Источник: dailysportscar.com
  • Фото: gt4-america.com | dijonbeaunemag.fr
MediaSquare — самые актуальные новости кольцевых гонок и картинга России