Майк Хоторн родился в северной Англии в 1929 г., в состоятельной семье. В школе он был очень одаренным учеником, а затем стал студентом одного из авторитетных частных университетов, во многом благодаря финансовой поддержке своего отца Лесли, бывшего мотогонщика и владельца элитного автосервиса Tourist Trophy Garage, расположенного вблизи известного в то время автодрома Бруклендс. Такая близость к миру гонок и страстная увлеченность отца вселили в Майка желание попробовать себя на трассе, и в 21 год он твердо решил заняться автоспортом.
В 1950 и 1951 гг. Хоторн на своем Riley 1934 года выпуска громко заявил о себе, выиграв гонки на региональном и национальном уровне. В следующем 1952 г. также при финансовой поддержке своего отца Майк пересел на Cooper Bristol – болид, изначально созданный для класса Формулы-2. Так в мире автоспорта родилась новая звезда: Майк Хоторн выстоял против лучших пилотов Формулы-1 того времени на Гран-при Великобритании, и в результате Энцо Феррари подписал с ним контракт на сезон 1953 г.
В гуще спортивных событий
Всего за пару лет Хоторн привлек к себе заслуженное внимание. Он был высоким, светловолосым, привлекательным и харизматичным британцем – это послужило идеальными составляющими успеха. Год начался довольно хорошо, поскольку он выступал бок о бок с двумя легендарными чемпионами мира – Альберто Аскари и Нино Фариной. Коммендаторе Энцо Феррари выбрал Хоторна для участия в гонках на выносливость за рулем великолепного Ferrari 340 MM.
К сожалению, его участие в гонке «24 часа Ле-Мана» вскоре закончилось провалом. На втором часу гонки во время пит-стопа механик сообщил Хоторну, что уровень масла в машине ниже ожидаемого, и ошибочно долил его. По правилам гонки до 28-го круга заправка масла запрещалась, поэтому машина Майка была дисквалифицирована.
Несмотря на неудачу, Хоторн держался молодцом. Месяц спустя на Гран-при Великобритании он продемонстрировал самую блестящую гонку в своей карьере. Ожесточенно сражаясь на трассе с иконами Формулы-1, он устоял в гонке и на последнем круге оказался ни с кем иным, как с Хуаном Мануэлем Фанхио. В итоге он опередил аргентинского автогонщика менее чем на секунду. Толпа болельщиков и пресса были в восторге от схватки двух героев, назвав гонку «24 часа» 1953 г. «гонкой века». Казалось, Хоторну суждено было стать великим гонщиком, но впереди его ожидало множество испытаний. Благодаря своей аристократической внешности, он стал идеальным олицетворением выдающихся гонщиков 1950-х гг. Хотя в то время на трассах можно было увидеть немало опытных британских пилотов, но не было никого, подобного Майку Хоторну, известному своим мастерством за рулем, быстрой реакцией и необычным стилем.
Мрачные годы
Вернувшись в Формулу-1 сезона 1954 г., Хоторн попал в серьезную аварию на Гран-при Сиракуз на Сицилии. Из-за полученных ожогов его освободили от военной службы (впоследствии это стало предметом оживленных обсуждений в Великобритании). Спустя два месяца он не появился на гонке «24 часа Ле-Мана», но не по причине травм – его отец Лесли погиб в дорожной аварии. Подавленный горем Хоторн был вынужден вернуться домой, чтобы взять на себя руководство компанией своего отца. Невероятно, но ни одно из этих серьезных событий не помешало ему удачно выступить во второй половине сезона. Вслед за своей победой на Гран-при Испании он несколько раз финишировал на подиуме, завершив год третьим в зачете чемпионата.
В начале 1955 г. отношения Хоторна с командой Scuderia Ferrari испортились. После того как Майк возглавил дилерский автосервис своего отца, он предпочел работать с британскими командами: Jaguar для спортивных прототипов и Vanwall для Формулы-1. Поскольку до этого Jaguar зарекомендовал себя вполне достойно в Ле-Мане, даже выиграв гонки в 1951 и 1953 гг., у Хоторна были хорошие шансы на победу над грозным Mercedes, за рулем которого были такие известные гонщики, как Фанхио, сэр Стирлинг Мосс и другие.
Хоторн и его товарищ по команде Айвор Бьюб уверенно стартовали вплоть до 18:00. Но потом с машиной Хоторна опять произошла авария. Хотя Майк не пострадал, но был признан виновным в случившемся (впоследствии его оправдали в результате официального расследования). Борьба на трассе оставалась ожесточенной до тех пор, пока Mercedes не сошел с дистанции незадолго до полуночи. Jaguar остался в гонке и с легкостью выиграл гонку. На финише за рулем был Хоторн – он установил новый рекорд дистанции, испытав при этом горечь сладкой победы.
Телефонный звонок от старого друга
Наступили мрачные времена, но при этом на лице Хоторна никогда не исчезала его неизменная улыбка. Он вернулся в команду Ferrari в конце сезона 1955 года, затем представлял BRM, Maserati и Vanwall. Было очевидно, что он уже не так быстр, как раньше. В 1956 г. он стартовал в гонке «24 часа» за рулем гоночного Jaguar D-Type с системой впрыска топлива, снова в паре с Айвором Бьюбом. Дуэт оказался сильнее, чем когда-либо, К Хоторну частично вернулась его дерзость на трассе. Он показал самое быстрое время во время тренировки и даже снял бортовой камерой пройденный круг, который теперь называют культовым:
После старта несколько фаворитов выбыли один за другим. Это была настоящая бойня между гонщиками, поэтому не обошлось без происшествий. Не стал исключением и Хоторн – проблемы с двигателем помешали ему лидировать. Он направился на пит-лейн, где механикам Jaguar потребовался целый час, чтобы отремонтировать прототип. Из-за того, что 21 круг был пропущен, верхняя ступень подиума оказалась недосягаемой. И все же Хоторн продолжал выкладываться по полной – он вновь показал самый быстрый круг в гонке и шестым проехал под клетчатым флагом. Этот результат принес ему третье место в чемпионате Sport 5.0 – все же лучше, чем ничего.
Хотя фантастический гоночный Jaguar D-Type не набрал ни одного очка, но он навсегда останется одной из самых знаковых моделей в истории гонок на выносливость «24 часа». Гонка в Ле-мане была одной из лучших в карьере Майка Хоторна. Наблюдая, как он проходит круг за кругом, становилось ясно, что он, бесспорно, один из лучших автогонщиков в мире.
Ближе к концу сезона Хоторн снова получил травму за рулем Jaguar, и уже казалось, что все идет не так, как надо. Но в 1957 г. ему позвонил сам Энцо Феррари. Вернувшись в Maranello, Майк быстро подружился со своим соотечественником Питером Коллинзом, который присоединился к команде годом ранее. Хотя Хоторн по-прежнему носил свой фирменный галстук-бабочку, однако он стал более зрелым и невозмутимым, но остался таким же быстрым на трассе. С армадой Ferrari он прибыл в Ле-Ман на 335 S. Хоторн снова произвел фурор в толпе болельщиков. Молниеносная скорость быстро вывела его на вершину турнирной таблицы, но длительный пит-стоп отбросил команду на пятую позицию. Гонка для него закончилась, когда в субботу на закате у Луиджи Муссо – товарища по команде и соперника на Формуле–1 – на прямом участке трассы Mulsanne Straight в машине сломался двигатель.
Сезон Хоторна в Формуле-1 также стал по большей части разочаровывающим. С Коллинзом они были неразлучны и даже делились призовыми Гран-при. Оба недолюбливали Муссо, который представлял серьезную угрозу в чемпионате. В итоге Хоторн финишировал четвертым в итоговой классификации и нацелился на сезон 1958 года.
В конце концов улыбка гаснет
Сезон начался успешно благодаря непоколебимой надежности Хоторна. В том году его главным соперником был не кто иной, как Мосс за рулем Vanwall. К середине сезона Майк хоть и оставался еще претендентом на титул, но больше не был фаворитом. В гонке «24 часа» Хоторн вновь выступил в составе Scuderia Ferrari вместе со своим близким другом Коллинзом. Гонка была воплощением мечты, настоящей битвой титанов: Мосс и Aston Martin против Хоторна и Ferrari, как в Формуле-1. Мосс диктовал ошеломляющий темп, и остальные машины были не в состоянии за ним угнаться. Однако сломанный шатун положил конец усилиям команды Aston Martin, а непослушное сцепление на Ferrari 250 TR замедлило пару Хоторн/Коллинз, вынудив их сойти с дистанции в 2:00.
«ИЗ-ЗА ТОГО, КАК МЫ ВЕЛИ СЕБЯ НА ТРАССЕ, ПУБЛИКА НЕ МОГЛА ПОВЕРИТЬ, ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ МЫ ДРУЗЬЯ». Cэр Cтирлинг Мосс
Ближе к концу сезона Формулы-1 на автодроме в Реймсе Хоторн был невероятно близок к выдающейся победе в гонке, запомнившейся гибелью выдающегося автогонщика Луиджи Муссо. Когда у Хоторна появилась возможность обогнать Фанхио, у которого возникли проблемы с машиной, он из уважения снизил скорость, чтобы в последний раз посмотреть на аргентинского гонщика, прежде чем тот выбыл из гонки.
Вскоре судьба нанесла Хоторну еще один сокрушительный удар. На Гран-при Германии погиб Коллинз, тем самым лишив Хоторна желания участвовать в соревнованиях. В Португалии Мосс, как истинный джентльмен, выступил за то, чтобы не дисквалифицировать его соперника и допустить к гонке за титул. Имея преимущество всего в одно очко и благодаря Филу Хиллу, удачно прошедшему трассу в Марокко, Хоторн стал чемпионом мира Формулы-1 1958 года и первым британским гонщиком, совершившим такой спортивный подвиг.
«МАЙК БЫЛ СТРАСТНОЙ НАТУРОЙ. НА САМОМ ДЕЛЕ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ СТРАСТНЫХ ГОНЩИКОВ НЕМНОГО». Cэр Cтирлинг Мосс
Падающая звезда
В тот вечер, когда Хоторну был присвоен почетный титул, он объявил о завершении карьеры и решил продолжать писать детские книги о гонках. Ранее у Хоторна обнаружились серьезные проблемы со здоровьем. Майку удали почку и по неутешительным прогнозам врачей ему оставалось жить не более 3-4 лет. 22 января 1959 года, всего через три месяца после ошеломившего всех заявления о завершении своей спортивной карьеры, Хоторн погиб в автокатастрофе на извилистой объездной дороге около города Гилфорд, Англия. Хотя точные обстоятельства этого происшествия до сих пор остаются неизвестными, скорее всего, авария произошла из-за гонки, последовавшей за конфликтом с Робом Уокером – бывшим в то время владельцем одной из успешных команд Формулы-1.
Хотя Майк Хоторн рано ушел из жизни – ему было всего 29 лет, но он оставил неизгладимый след в мире автоспорта. За свою карьеру он не раз испытывал минуты славы и утрату близких и друзей. Память об этом выдающемся гонщике будет жить вечно.
«МНЕ ЛЕГЧЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: «ПОЧЕМУ ВЫ ЗАВЕРШИЛИ КАРЬЕРУ?», ЧЕМ НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС: «ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ЕЕ ПРОДОЛЖИТЬ?». Майк Хоторн
- Текст: Лариса Богданова
- Фото / источник: 24h-lemans.com