Уже в предстоящие выходные, 15-16 июня, состоится главное событие в мире автоспорта – знаменитая гонка «24 часа Ле-Мана», входящая как в главную «Тройную корону» наряду с «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако в Формуле-1, так и в «Тройную корону» гонок на выносливость, куда включаются также «24 часа Дайтоны» и «12 часов Себринга» (они же – «1000 миль Себринга»).
Диковинная затея
Сейчас гонками на выносливость можно удивить только тех, кто вообще раньше никогда ничего не слышал об автоспорте. Если создать в любой поисковой системе запрос «Автомобильные гонки на выносливость», можно насчитать пару десятков популярных серий и отдельных стартов продолжительностью в 24 часа. А были, между прочим, в истории и супермарафоны, когда двигатели не глушили по трое суток и даже больше.
Но вернёмся во Францию. Здесь подобной идеей Западный Автомобильный клуб загорелся в начале 20-х годов прошлого столетия, и в 1923 году была организована первая гонка «24 часа Ле-Мана». Правда, пионерами в своём деле они не были, ведь самая-самая первая гонка длиной в сутки состоялась за 18 лет до этого – «24 часа Коламбуса» прошли в одноимённом городе в штате Огайо на 1,5-километровом овале автодрома «Driving Park» 3-4 июля 1905 года. Тогда на старт вышло всего 4 автомобиля.
В 1907 году 24 часа понадобилось и участникам марафона выносливости на знаменитом английском кольце «Brooklands», но с той лишь разницей, что это был не цельный суточный заезд, а 2 старта по 12 часов, которые проходили в течение светового дня – с 8 утра до 8 вечера, а автомобили закрывались в гараже на ночь после первой части, чтобы не допускать к ним механиков для изменения настроек.
Так что можно смело говорить о том, что «24 часа Ле-Мана» — уникальное во всех смыслах событие, как с точки зрения формата, так и с точки зрения участников и трассы. Но об этом мы уже поговорим ниже.
С течением времени
Современные суточные гонки в Ле-Мане проходят на треке «Сарт», что назван по имени французского департамента, на территории которого он находится. В историю автогонок уже навсегда вписаны такие её элементы, как «шикана Dunlop» и «прямая «Мульсан», что не раз становилась местом как для установления главных рекордов скорости гонки, так и для эпичных полётов прототипов, ловивших слишком сильный встречный поток воздуха.
Собственно, именно она была причастна к главному изменению конфигурации трассы, что случилось в 1990 году, когда Международная автомобильная федерация (FIA) издала распоряжение, согласно которому ни одна гоночная трасса из соображений безопасности не должна была иметь прямых длиннее 2 километров. Собственно, чтобы исключить развития участниками скорости свыше 400 км/ч, прямая была разбита двумя шиканами – с правым и левым ведущими поворотами. К слову, этот элемент является частью дороги общего пользования, а именно, трассы RD 338, проходящей мимо местечка Ле-Юнодьер в том же департаменте.
Если говорить о прочих изменениях, то в разные годы в конфигурацию «Сарта» были добавлены ещё 2 участка трассы. В 1965 году появился поворот имени Бугатти, соединявший пит-лейн и шикану Данлоп, а в 1968 году организаторы решили естественным образом снизить скорость болидов перед въездом на пит-лейн через добавление шиканы имени Форда, плавно переходящей в финишную прямую. В 2013 году после трагической гибели датчанина Аллана Симонсена был реконструирован и поворот Tertre Rouge, выходящий на RD 338, с изменением его радиуса на более безопасные значения. В современном своём виде автодром близ Ле-Мана существует с 2018 года.
Менялись с течением времени не только повороты и прямые, но и сами участники. Как правило, все спорткары, приезжавшие на «Сарт», боролись за победу и в общем зачёте, и в одном из четырёх классов. Классы LMP1 и LMP2 отводились под мощные спортпрототипы, имевшие различие лишь в конфигурации кузова и мощности двигателя. Остальные 2 класса были выделены под болиды, имевшие омологацию GT – GT1 и GT2, соответственно.
За последние несколько лет все они претерпели свои изменения. Так, помимо «классических» LMP1 в гонку начали заявляться и прототипы, использовавшиеся на гонке «24 часа Дайтоны» и имевшие свой маркер LMDh, а в 2021 году класс и вовсе был переименован в LMH (Le Mans Hypercars), где теперь соревнуются самые мощные спорткары, которые только можно себе представить. Класс LMP2 остался прежним и даже не изменил название несмотря на то, что только здесь болиды именуют «прототипами», а вот в GT также произошла революция.
Началось с того, что цифровые обозначения заменили буквенными, и с той поры классы стали именоваться LMGT Pro и LMGT Am, подразумевая, что в гонке могут принять участие, как профессиональные пилоты, так и гонщики-любители, такие, как, например, футбольный вратарь Фабьен Бартез или актёр Патрик Демпси. Но и этот формат был изменён, а класс стал общим и получил название LMGTE Am, сделав акцент на пилотах с «бронзовыми» лицензиями. В 2023 году болиды GT в последний раз приняли участие в «24 часах Ле-Мана» как самостоятельный класс, так как начиная с этого года к гонке будут допускать автомобили категории GT3, и эта зачётная группа получит соответствующий «лейбл» — LMGT3.
Что ждать от 2024 года
В этом году, помимо нового класса, зрители, по сути, не увидят ничего радикально нового. Даже «гонки поддержки», что состоятся в течение всей недели в промежутках между сессиями практики, дневной и ночной квалификаций участников основного старта, останутся теми же, что уже проводились регулярно на протяжении нескольких сезонов. В их число войдут такие соревнования, как Road to Le Mans, являющийся частью Кубка Ле-Мана от Michelin, Lamborghini Super Trofeo Europe и, наконец, Ligier European Series. Разве что Fun Cup можно будет отнести в «новеньким старичкам», поскольку он ранее уже побывал на «Сарте», но только 1 раз, в 2021 году.
Что касается суточной гонки непосредственно, то в заявку на участие в «24 часа Ле-Мана» образца 2024 года вошло в общей сложности 62 экипажа: 23 гиперкара, 16 прототипов и 23 болида GT3. Из известных имён мы, конечно, обратим внимание на экс-пилотов Формулы-1 Ромена Грожана, Мика Шумахера, Роберта Кубицу, действующего чемпиона в составе Ferrari AF Corse Антонио Джовинацци, а также новозеландца Скотта Диксона – наиболее титулованного пилота американской серии «Индикар» из ныне действующих и его заокеанского коллегу по цеху, вице-лидера текущего сезона, испанца Алекса Палу.
Особый интерес для российских любителей гонок на выносливость, разумеется, будут представлять 2 персоны – Даниил Квят и Роберт Шварцман, также, к слову, садившиеся за руль болидов в «королевских гонках». Экс-пилот Red Bull / Toro Rosso выступит за команду Lamborghini Iron Lynx на гиперкаре Lamborghini SC63, а бывший участник коллектива Haas составит компанию названному выше поляку Кубице и китайцу Йе Йифею в экипаже AF Corse (не путать с Ferrari AF Corse – заводской командой итальянской марки).
Но и в категории LMGT3 нам будет за кого поболеть. Во-первых, разумеется, это Тимур Богуславский, который займёт место в кокпите болида Lexus RC F LMGT3 под номером 78, принадлежащего хорошо знакомой читателям нашего проекта команде Akkodis ASP Team, выступающей в чемпионатах GT4 во Франции и Европе. Его партнёрами будут француз Арнольд Робен и Кевин ван дер Линде, имеющей лицензию ЮАР. Во-вторых, нельзя не обратить внимание и на представителя нашего дружественного государства, белоруса Александра Малыхина, попавшего в совместную заявку Manthey и Pure Rxcing. Его болидом будет Porsche 911 GT3 R LMGT3.
И в конце скажем о расписании мероприятий. Главное действо начнёт планомерно разворачиваться уже в среду, 12 июня. С 15:00 до 18:00 по московскому времени пилоты примут участие в «дневной» сессии свободной практики. Далее по плану – первая серия квалификации (20:00-21:00 МСК), по результатам которой 24 болида – по 8 в каждом из классов – будут отобраны для битвы за «гиперпоул», то есть, лучшие места на стартовой решётке. Завершит программу дня «ночная» сессия свободных заездов, что позволит участникам привыкнуть к условиям сумерек и ночной трассы. Время проведения – с 23:00 до 1:00 по Москве.
Четверг станет тем самым судьбоносным днём, когда и определятся экипажи, что возьмут старт с первых четырёх рядов стартового поля. Случится это с 21 до 21:30 относительно времени часового пояса Москвы, опять же, а пройдёт мероприятие в формате, схожем с тем, что используется в спринтерских гонках Ф-1: все 24 автомобиля будут бороться в общем потоке в течение получаса. А чуть раньше, с 16 до 18 часов, все желающие смогут принять участие в третьей, заключительной сессии свободных заездов.
В пятницу пилоты будут отдыхать от трассы и выйдут в город, чтобы предстать перед жителями и гостями Ле-Мана в рамках «парада участников». Год назад его посмотрело около 200 тысяч человек. А сам трек отдыхать не будет, поскольку после гонки поддержки Fun Cup, где, к слову, примут участие исключительно автомобили Volkswagen Beetle, по легендарному 13-километровому кольцу смогут проехать все желающие посетители трека «Сарт». Единственное условие: транспорт должен быть экологичным – подойдут велосипеды, самокаты (в том числе, с электроприводом) или, скажем, роликовые коньки.
В субботу в полдень по местному времени пилотам будет выделено 15 минут на «разминку», после чего они отправятся в паддок вместе со своими боевыми друзьями, чтобы применить последние допустимые регламентом настройки и подготовиться к гонке. Прогревочный круг «24 часа Ле-Мана» образца 2024 года возьмёт старт в 17:00 по московскому времени, а запустит предстартовую процедуру известный французский футболист Зинедин Зидан.
Ровно сутки спустя, в 5 часов вечера воскресенья, весь автоспортивный мир узнает имена победителей. Ещё раз напомним, что зачёт гиперкаров год назад выиграла заводская команда Ferrari AF Corse в составе Антонио Джовинацци, Алессандро Пер Гвиди и Джеймса Каладо (они же поедут и в этом году), в категории LMP2 не было равных команде Inter Europol Competition, представленной Альбертом Костой, Фабио Шерером и Якубом Шмиеховски, а последними победителями зачёта LMGTE Am стали Ники Кэтсбург, Бен Китинг и Николас Варроне из Corvette Racing.
- Текст: Александр Петряков
- Фото / источник: 24h-lemans.com