Климатические особенности нашей необъятной страны диктуют свои условия для создания календаря мероприятий и, собственно, определения даты старта сезона. И пока до этого сладостного мига есть время, мы поспешим познакомить вас с некоторыми представителями автопарка, что можно будет встретить в паддоке по ходу наступающего сезона. Бóльшая их часть прибудет к нам из Германии, а поставщиками станут такие концерны, как Audi, BMW, Mercedes-Benz и Porsche. Также посмотрим и на модели от австрийцев и японцев – KTM и Toyota соответственно.
Mercedes-AMG GT4
Во внешнем облике с первого взгляда прослеживается присущая всем AMG решетка радиатора, которая помогает правильно распределять воздушные массы и создавать именно тот уровень прижимной силы на переднюю ось, который и нужен для трековой модификации спорткара. Начинка Mercedes-Benz AMG GT4 тоже дает понять, насколько высокой степенью конкурентоспособности наделили его создатели. Так, 4-литровая битурбированная V-образная «восьмерка» выдает мощность до 400 киловатт (это равно 544 л.с.), позволяя своему владельцу разгоняться до 100 км/ч за 3,6 секунды.
Секвентальная шестиступенчатая гоночная коробка передач установлена на задней оси Mercedes-AMG GT4 и имеет пневматический привод. Самоблокирующийся дифференциал, механически регулируемый снаружи, оптимизирует управляемость в соответствии с особыми требованиями гонок. А для удобств водителей в кокпите установлено углепластиковое сиденье, что естественным образом уменьшает массу автомобиля, к тому же, высота кабины рассчитана и на высоких пилотов. Система управления настолько понятна, что даже гонщики с малым опытом соревнований за рулем модели смогут оперативно к ней адаптироваться.
А наилучшим подтверждением тому, что обладателей AMG GT4 стоит опасаться на трассе, являются, конечно, результаты. Команды, выбравшие своим гоночным партнером именно Mercedes, как правило, попадают на подиум по итогам сезона. В частности, с 2019 по 2021 годы в Европейской серии такое случалось постоянно в разных зачетах, а в 2022 году AKKODIS ASP Team и вовсе сделала «золотой дубль», взлетев на первую позицию по итогам заключительных стартов в Барселоне в категориях Am и Pro-Am.
Во Франции, Германии и США чего-то похожего в минувшем соревновательном цикле не наблюдалось, зато в российском зачете GT4 первые две строчки личной классификации заняли пилоты за рулем именно Mercedes-Benz AMG GT4 – Антон Немкин (Motor Sharks Capital RT) и Вадим Мещеряков (RScar Motorsport), а сам автомобиль стал самым популярным среди команд-участниц. Помимо названных коллективов еще 3 использовали болид немецкого производства, опередив Toyota Supra GT4, заявленную четырьмя командами.
BMW F82 M4 GT4
Но что делает его таковым? Давайте заглянем для начала под капот. Там мы находим шестицилиндровый рядный двигатель объемом 2,97 л, выдающий до 550 л.с. и 660 Н∙м крутящего момента (в зависимости от регламента соревнований). На каждый цилиндр приходится по 4 клапана, обеспечивающих прямой впрыск топлива, плюс, двигатель усилен турбо-технологией M TwinPower.
Далее – о трансмиссии. На M4 GT4 она 7-ступенчатая автоматическая, наличествует дифференциал повышенного трения от DREXLER с отдельным вспомогательным охлаждением с опцией регуляции температуры и карданными валами, оптимизированными для автоспорта. И при всем при этом сильной популярностью в Европе модель не пользуется. В GT4 European Series только 2 команды использовали этот автомобиль в прошедшем сезоне, столько же в Германии, а во Франции – 1 команда. Зато за океаном в американской серии GT4 America целых 8 команд заявляли BMW M4 GT4 в качестве своей боевой единицы.
В России, кстати, этот немец не новичок. В серии РСКГ болид впервые появился в 2021 году. На нем выступал Марат Хайров, занявший 4-е место по итогам сезона (3 подиума, 0 побед), а в 2022 году лучший результат за рулем BMW показал Олег Семенов, представлявший команду «Время BMW» («Time4bmw») – 9-е место.
Toyota GR Supra GT4 Evo
Тремя ключевыми точками опоры для инженеров GR стали двигатель, тормозная система и управляемость. Что касается 3-литрового мотора, то на него был установлен одинарный турбокомпрессор с двойной спиралью, а еще он был дополнен более мощной системой охлаждения. Все это должно было позволить пилотам развивать более высокую скорость за счет увеличения мощности и оптимизации значения крутящего момента.
Но одной скорости для качественного прохождения трассы, разумеется, было бы мало. Именно поэтому в японской компании улучшили тормозную систему, настроив должным образом ABS-адаптер и прибавив к этому амортизаторы KW самого нового поколения и качественно изменив настройки стабилизатора поперечной устойчивости. Вишенкой на торте стала новая автоматическая трансмиссия от ZF с контролем переключения передач через подрулевые лепестки.
И, само собой, таким подарком было грех не воспользоваться, что и сделали несколько участников популярных серий GT4. Во Франции и Европе Toyota GR Supra GT4 EVO была взята на вооружение командой Matmut Evolution, и они, надо сказать, очень качественно воплотили технические преимущества модели в успехи на трассе. К примеру, в Леденоне два экипажа команды оказались на подиуме по итогам первой гонки. При этом Энцо Жюли и Этьен Шели стали вторыми в классе Silver, а Джим Пла и Жан-Люк Бабелик оказались быстрее своих оппонентов по классу Pro-Am. Зато на заключительном этапе 2023 года на треке «Поль Рикар» первый из названных тандемов сделал «золотой дубль», завершив обе гонки не просто во главе протоколов «серебряного зачета», но и генеральной классификации.
В континентальной серии GT4 успехи Xwift Racing Events, закупившейся новыми болидами, были гораздо более скромными: одно попадание в ТОП-5 на этапе в Барселоне. Немцы из ADAC GT4 вообще не стали менять своей стратегии и завозить «японцев», а вот в американском чемпионате у отдельных пилотов имели место быть и подиумные гонки. Так, первый старт на «Сибринге» принес бронзу Дэниэлю Хэйнли и Паркеру Томпсону (Hanley Motorsports), а второй заезд на последнем этапе в Индианаполисе оказался счастливым уже для представителей Smooge Racing, Кевина Конуэя и Джона Гизберхта, которые стали вторыми в общем зачете и выиграли локальную классификацию в Pro-Am.
Toyota GR Supra GT4
В силу географического положения Японии европейские команды не жалуют азиатский концерн своим вниманием. В прошедшем сезоне только две «конюшни» ездили на «Супре» – CMR и Piro Sports. Первая из них выступала во Франции и в Европе, вторая – в Германии. В США интерес к «японцу» повыше – по тем же логистическим и географическим причинам. В 2022 году за рулем GR Supra GT4 состязались 4 команды, а в заявке на наступающий сезон их число и вовсе увеличилось до 7.
В этой связи логично было бы предположить, что тотальный захват всех заявочных списков этой моделью должен наблюдаться в GT World Challenge Asia, но и там в прошедшем году лишь у двух команд боевой единицей числилась Supra: Koshido Racing и Akiland Racing. Обе они начали сезон со второго раунда, и последняя не оставила соперникам ни единого шанса в зачете GT4-Am. Их Toyota GR под управлением Масайоси Ойамы и Масайуки Уеды (на третьем этапе его заменял Макио Сайто) приходила к финишу во всех остальных 8 гонках, в которых принимала участие.
Модель, к слову, довольно молодая. В производство ее ввели в 2019-м году, в 2020-м она постепенно стала доступна для приобретения во всех частях планеты, при этом, Азии GR Supra GT4 досталась только в октябре. Тем более впечатляющими могут считаться результаты автомобиля в рамках соревнований. Но потенциал изначально был довольно высоким, что доказывают не самые заурядные технические характеристики. Под капотом японской модели – 430 л.с., получаемые от работы 6-цилиндрового рядного двигателя объемом 3 литра. Также стоит отметить и 7-ступенчатую спортивную автоматическую коробку передач с подрулевыми лепестками и механическим дифференциалом повышенного трения, ведущим на задние колеса.
А дальше – какой-то безумный набор «звездных» производителей различных агрегатов, запчастей и прочего. Akrapovic поставил выхлопную систему, KW – амортизаторы, McPherson – переднюю подвеску, а Ravenol позаботились о смазочных материалах. Тормозная система – заводская, в ней применены специальные гоночные суппорты с шестью поршнями спереди и четырьмя сзади, а венцом данного узла стали шины производства Pirelli.
И все это мы увидим в новом российском сезоне, где Supra GT4 также прижилась и даже позволила двум пилотам закончить 2022 год в десятке сильнейших. Москвич Александр Вартанян (Spora GT) закончил на третьей позиции в личном зачете, а другой представитель столицы Давид Погосян, выступавший как частный пилот, стал седьмым.
Porsche Cayman 718 GT4 Clubsport
Cayman 718 GT4 Clubsport – заднеприводной автомобиль, оснащен шестиступенчатой роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями, имеющей жёсткое крепление, которое оптимизировано под соревнования с помощью программируемого переключения. В базовую комплектацию уже включен механический дифференциал повышенного трения. Тормоза работают на стальных дисках диаметром 380 мм. Безусловным плюсом, кстати, является и то, что для ряда элементов кузова был использован даже не карбон, а льняное биоволокно, применяемое при изготовлении дверей, антикрыла, передней крышки, крыльев, аэродинамического обвеса переднего бампера и рулевого колеса.
Как и в описанном чуть выше Mercedes-Benz AMG GT4, здесь обратили внимание на снижение прижимной силы за счет грамотного распределения воздушных потоков при прохождении через переднюю решетку радиатора. Положительно сказалась на этом показателе и облицовка днища, которая оптимизирует воздушный поток, идущий в сторону диффузора на корме, а также на антикрыло, имеющее в новой версии два дополнительных положения.
В свете командной борьбы Porsche Cayman 718 GT4 Clubsport не принес побед своим владельцам в 2022 году, однако российские поклонники GT4 и нашего проекта в частности хорошо помнят об успехе Михаила Лободы и Андрея Солуковцева, выигравших GT4 European Series именно на этом автомобиле. На таком же Андрей выступал и в чемпионате РСКГ, правда, принял участие лишь в половине гонок и квалифицировался 10-м в общем зачете. При этом его опыт, помноженный на успешное выступление в Европе, позволили россиянину войти в состав команды MRS GT-Racing, которая будет сражаться за победу в классе «992» на Porsche 911 GT3 Cup в рамках первого этапа чемпионата Creventic 24H Series в Дубае.
KTM X-BOW GT4
Что до RTR Projects, то эта четверка, набрав 38 очков, в итоге финишировала на 14-м месте из 17 возможных. Кстати, и в РСКГ образца 2022 года машина была, мягко говоря, не в фаворе: лишь москвич Андрей Гончаров отважился сесть за руль болида. На нем он дважды попадал в зачетную зону, а в еще одной гонке случился сход. В трех остальных стартах, куда Гончаров был заявлен, он так и не принял участие, а на этапы на Moscow Raceway и «Крепость Грозная» и вовсе не приезжал. Как результат – предпоследняя позиция в личном зачете в категории GT4.
Значит ли все написанное выше, что KTM X-BOW GT4 вовсе не может рассматриваться как конкурентный автомобиль, раз он пользуется таким низким спросом? Давайте разбираться в технических параметрах – возможно, здесь найдется ответ. Итак, с 2016 года эта модель присутствует на рынке. В 2019-м компания Reiter Engineering, отвечающая за ее производство, рассказала о модернизации своего детища, но коснулось оно, главным образом, аэродинамики. За счет использования углепластикового монокока корпус стал легче тонны (999 кг), а сопротивление воздуха снизили при помощи замены одного сплошного заднего антикрыла на 2 коротких, тогда как конфигурация переднего сплиттера на капоте была слегка изменена через сужение его центральной части.
А вот двигатель остался прежним – двухлитровый рядный с 4 цилиндрами и номинальным объёмом в 2 литра, пусть и турбированный. Он выдает мощность в пределах 375 л.с., что, пожалуй, было бы достаточно для борьбы за подиумы в соревнованиях под эгидой SRO. Клиент может, конечно, запросить дополнительное увеличение этого показателя до 440, но регламент состязаний, проводимых Stéphane Ratel Organisation, таких значений не допускает.
Поэтому неизвестно, почему же не сложилась дружба «австрийца» с известными нам сериями, тем более что пилоты в первый же сезон (2019) успели почувствовать радость победы за рулем X-BOW GT4 на этапах Australian GT, GT4 South и ADAC GT4 Germany. Да и в более ранней истории чемпионатов в классе GT4 также есть записи об успешных выступлениях гонщиков на KTM. Посмотрим – может, к Reiter Engineering еще и обратятся за несколькими KTM.
Audi R8 LMS GT4
И вот пришла пора покорять новые вершины – теперь уже в категории GT4, тем более что на тот период времени другие производители уже имели своих представителей в 13 различных соревнованиях. Audi встроились в эту гонку за лидерами и спустя 5 лет уже сами оказались в их числе. Подтверждением тому может, в частности, служить чемпионство Эрвана Бастара и Роэ Меюхаса в GT4 France.
Должно быть очень интересно взглянуть на эту мощь, как говорится, в максимальном приближении: V-образный двигатель с 10 клапанами объёмом 5,2 л и мощностью до 495 л.с. (в зависимости от модификации), а в придачу еще и 7-ступенчатая коробка передач S-tronic с двойным сцеплением и подрулевыми лепестками. Что до остальных характеристик, то надо сказать, что с точки зрения комплектации, эта гоночная Audi на 60% обязана своими деталями собрату-спорткару Audi R8 V10.
Из основного. Передняя и задняя подвески обе двухрычажные, а амортизаторы можно настраивать как на сжатие, так и на отбой. Также есть возможность отрегулировать дорожный просвет, развал и схождение колёс и произвести настройку стабилизаторов поперечной устойчивости. Рулевое управление с электрогидравлическим усилителем – такое же, какое встречалось и на GT3, а колёса из алюминия с пятью отверстиями отлично подойдут под стандартные ступицы. Это и хотят предложить Андрей Севастьянов и его коллеги отечественному поклоннику GT4.