Пятый год подряд пилоты разных квалификаций и возраста соревнуются за звание Чемпиона ADAC GT4 Germany в зачётах Fahrer, Junior и Trophy. В этом году мы с особым удовольствием и вниманием следили за каждой гонкой, ведь несколько российских пилотов в нём участвовали. Не просто участвовали, а боролись за призовые позиции, поднимались на подиумы, демонстрировали высокий уровень мастерства. Один из них стал героем нашего интервью. Не просто один из, а Чемпион в зачёте Trophy — Марат Хайров. Для российских зрителей Марат стал известен в 2021 году. Три года назад он первым привёз в российский чемпионат BMW M4 GT4. По результатам дебютного сезона занял четвёртое место в GT4 Russia. В 2022 году провёл полноценный сезон в Russian Endurance Challenge и стал чемпионом в классе GT. Этот год пилот решил провести в GT4 Germany, выступал в одном экипаже со своим тренером Габриэле Пьяна на новой модели BMW M4 GT4 G82. Поговорили с Маратом о впечатлениях от чемпионата, новой модели BMW и планах на следующий сезон.
MS: Марат, прежде всего, поздравляем тебя с титулом чемпиона ADAC GT4 Germany в зачёте Trophy. Первый сезон в международном чемпионате и уже такой успех. С каким настроением ехал на финальный этап и оправдались ли ожидания от сезона в целом?
Марат Хайров: Спасибо большое! Весь сезон мы работали над тем, чтобы этот результат стал реальным и наши труды оправдались. К финалу сезона мы приехали очевидными фаворитами, но, как всем известно, автомобильные гонки — являются техническим видом спорта и случиться может все что угодно. Но после первой гонки ощущение прессинга ушло, хотя сама она оставила не самое приятное послевкусие. Во второй же я, наконец сумел найти свой темп, и мы впервые финишировали в призовой тройке абсолюта, хотя и были несколько раз близки к ней ранее. После победы в чемпионате — единственным желанием было подняться на подиум с напарником. Правила чемпионата не позволяют делать этого в нашем зачете и потому хотелось устранить эту несправедливость. Гештальт закрыт!
MS: Видно на сколько ты прогрессировал по ходу чемпионата, конечно, в этом есть и заслуга твоего тренера Габриэле Пьяна. Как строился процесс тренировок? Что важно для достижения хорошего результата?
Марат Хайров: Было три основных фактора, которые сложно было сложить воедино. Новая машина. Новые шины. Новые трассы. Изначально я понимал, что с учетом логистики и прочих факторов — не будет времени проводить тесты и в первый этап мы ушли с тремя часами наката двумя месяцами ранее. Благо старт сезона в SMP GT4 Russia и REC выдался удачным, и я испытывал некую уверенность в своих силах. Хотя уровень чемпионатов объективно — несопоставим. Мой прогресс — это полностью заслуга Габриэле. Он проделал огромную работу, хотя, как признался к середине сезона, он не ожидал от нашего дуо такой скорости, но и не давал расслабиться. После двух этапов выработалась привычка использовать каждую доступную минуту тренировочных заездов и разбора всех данных, что мы успевали собирать. Потому первый выезд всегда был «пристрелочным», чтобы вообще сообразить, что делать на новой трассе, а уже после встречном порядке разбор основных ошибок для подготовки к квалификации. Надо понимать, что помимо минимума тестов мы обязаны на практике использовать старые шины с прошлого этапа. И разница между ними и новым комплектом, на котором мы выезжаем в квалификацию может достигать до четырех секунд. А это совершенно «другая трасса». Ну и Trophy пилот обязан всегда квалифицироваться первым, поэтому «отсидеться» за спиной напарника возможности не было, чтобы лучше вкатиться. Для результата нужен накат. Много наката. А много его не бывает.
MS: Есть ли трасса, на которую ты бы с удовольствием вернулся вне чемпионата для участия в трек-днях?
Марат Хайров: До начала сезона я ездил только на Nurburgring GP, и тот в рамках ADAC GT4 Germany предстанет скромной версией себя. Хотелось бы проехать полноценный GP конфиг. Как ни странно, очень сложно выделить ту, единственную, на которую я бы хотел вернуться. Zandvoort был просто потрясающим, пожалуй, самым эмоциональным. Lausitzring поразил масштабом овала и трибун, никогда не пробовал трассы в стиле NASCAR. Конечно, Sachsenring, полностью противоречащий твоим гоночным инстинктам, заставляющий часто поднимать педаль с газа и проявлять терпение. Скоростной Hockenheim и игрушечный Oschersleben. Календарь очень насыщенный и диаметрально противоположный в опыте, который ты приобретаешь.
MS: Пока пилоты российской серии GT4 только заказывают новую модель BMW M4 GT4 G82, тебе посчастливилось проехать на ней целый сезон. Какие основные технологические преимущества над предыдущей версией ты бы отметил?
Марат Хайров: Будет любопытно узнать, сколько их появится и появятся ли они на наших трассах в следующем году. Это однозначно более продвинутая техника, чем наша предыдущая машина, с иными повадками и более адаптивная по части настроек. Баварцам удалось, несмотря на прибавившиеся 50 кг, научить ее экономить резину, что стало не только сюрпризом для нас, но и для соперников и организаторов, которые долго искали способ нас замедлить по ходу сезона, порой тотально «убивая» нас БОПом. У машины пропала практически постоянно присущая ей недостаточная поворачиваемость и много других нюансов. Так же интересно будет наблюдать, как она поедет на шинах Yokohama.
MS: На сколько, на твой взгляд, справедливый BoP был у вашего автомобиля по сравнению с тем, же Aston Martin Vantage GT4? Создавал ли BoP для вас на некоторых трассах сложности или, наоборот, где-то давал преимущество?
Марат Хайров: Не буду лукавить, но выбор ехать на новой модели для многих всегда связан с тем, что BoP первого года еще не сбалансирован, а потому зачастую она имеет преимущество над конкурентами в первом сезоне. По-крайней мере так точно было в начале сезона. Но после ряда побед Габриэле и Михаэля в GT4 European Series, со всех сторон посыпались жалобы на BoP и нас очень сильно прижали. В Германии мы были за пределами Top20 на Nurburgring, в Европе у автомобилей данной марки, были околонулевые шансы на хороший результат в Hockenheim. На наш этап, нам досталось чуть больше мощности, хотя момент подприжали и довесили. Aston Martin, в целом был быстрым на всех этапах. Возможно не доминирующим, но стабильно быстрым, за следом шли Porsche и Mercedes. Очевидно, что интрига всего чемпионата была разрушена балансом в Sachsenring, где Афальтербах даже близко был не в состоянии дать бой Aston’ам и другим маркам. Довольных балансом никогда не будет, поэтому важно сохранять стабильность в результатах и не допускать ошибок, чтобы показать высокий результат по итогам сезона.
MS: Российский класс GT4 отличается своей дружеской атмосферой в паддоке, пилоты общаются между собой, бывает могут разделить бокс с соперником, выручить запчастями, можно ли сказать так же о немецкой серии? Как пилоты проводят свободное время после завершения гоночного дня и бывает ли какая-то поддержка между командами?
Марат Хайров: Атмосфера российского GT4 остаётся лучшей во всех смыслах, но именно благодаря пилотам. По сути это все Trophy гонщики, которые несмотря на азарт и борьбу, вне автомобиля — остаются отличными друзьями и товарищами. Мне очень не хватает наших посиделок в Yadro Motorsport. Говоря о немецком чемпионате, атмосфера — это симбиоз работы организаторов и команд. Все так же помогают друг другу, подсказывают, делятся запчастями, механики латают чужие автомобили. Мне повезло попасть в Bonk Motorsport — команду-семью. Мы отлично ладили с первого дня тестов и по ходу всего сезона. Очень сложно перейти из своего коллектива в чужой, но они сделали все, чтобы я чувствовал в прямом смысле, как дома. В конечном итоге мы все в этом спорте ради эмоций. А твоя команда — это те, кто с тобой их разделяет, независимо от окраса.
MS: Для пилотов участие в европейских чемпионатах это отличный способ набраться гоночного мастерства, но всё же большое значение в гонке имеет грамотная настройка и обслуживание автомобиля. Как считаешь было бы полезно твоей команде провести вместе с тобой сезон в Европе, на сколько это реалистично или нет смысла взращивать своих специалистов, которые с полученным опытом могут уйти в другие команды?
Марат Хайров: Как я уже сказал ранее — это семья. Кто-то вырастает и двигается дальше. Кто-то будет с тобой до конца. Все, как и в обычной жизни или на работе. Мне сложно оценивать ребят «на вырост», потому что команда, с которой я работаю в России и искренне называю «своей» уже зрелая и опытная во всех смыслах. Но при возможности, я бы с удовольствием взял их с собой на несколько этапов, потому что опыт не бывает лишним. Есть отличия в подходе к работе, есть что почерпнуть, а где-то наоборот подсказать и иностранным коллегам. Важно понимать, что мне повезло оказаться в очень сильном коллективе, в активе команды, если не ошибаюсь, до сих пор наибольшее кол-во побед в ADAC GT4 Germany, что говорит о высоком уровне людей, что в ней работают. И они сами очень сильно переживают за результат и заточены на него.
MS: Сезон ADAC GT4 завершен, но в российском эндурансе остаётся еще один этап — финальный 6-часовой марафон на Сочи Автодроме. Будет ли у российских зрителей возможность тебя там увидеть?
Марат Хайров: Я бы хотел попрощаться с Сочи Автодромом, но не вижу сейчас возможности приехать и выступить на нем. Поэтому он останется приятным воспоминанием нашего весеннего прорыва с последнего на третье место. Местом моего знакомства с моей первой GT машиной весной 21-го. Работой с профессиональным коллективом АМГ Motorsport (TCR Lada Sport Rosneft), у которых многому успел научиться за месяцы нашего сотрудничества. И другими яркими воспоминаниями моего гоночного пути.
MS: Еще рано говорить о конкретных планах на сезон 2024, но всё же, хотелось бы узнать о твоих мыслях на предстоящий сезон. Продолжишь свой путь в европейских сериях или с набранным опытом вернешься в российские?
Марат Хайров: На данный момент обозримые планы ограничены получением лицензии A на Nordschleife, ибо в текущих условиях, я не вижу вариантов продолжать ездить в полноценном формате участия в серии.
MS: Какие у тебя планы на зимний период? Как поддерживаешь форму во время отсутствия тренировок на треке?
Марат Хайров: Планы просты, зал, тренировки, несколько выездов на ледовые программы. И общение с потенциальными спонсорами и партнерами.
- Источник: эксклюзивное интервью
- Фото: Bonk Motorsport